Вопрос готовности Петербурга к природным катаклизмам

22 марта 2021 Новости

Используются ли в Петербурге технологии жилого строительства, устойчивые к подобным природным катаклизмам?

Основатель архитектурной мастерской «Миронов и партнеры» и Почётного архитектора России Александр Миронов в разговоре с порталом NOVOSTROY.SU обсудили тему защищенности Петербурга от наводнений.

  1. В Санкт-Петербурге наводнения случались неоднократно. Какие районы оказывались под водой за всю историю существования города?

История наводнений Санкт-Петербург насчитывает 309 зафиксированных случаев, 3 из которых имели разрушительный характер. Самые значительные и катастрофические подъемы воды приходились на осень. Последнее наводнение произошло 8 декабря 2011 года, уровень воды в Неве достиг 1,7 м.

Первое задокументированное наводнение в Санкт-Петербурге датируется 20 августа 1703 года, в 1708 году под воду ушел Заячий остров. Самое масштабное наводнение произошло в 1824 году – не тронутыми остались только Каретная, Литейная и Рождественская части Петербурга. Ровно через 100 лет – в 1924 году крупное наводнение затопило Центральный, Петроградский и Васильевский районы. В 1975 была подтоплена станция метро «Горьковская».

  1. Какие меры безопасности городского масштаба были реализованы? Какие из них оказались неэффективны, а какие действуют и по сей день?

В числе первых мер безопасности стало строительство в Кронштадте в 1707 году системы оповещения о чрезвычайных ситуациях – футшточной службы – сооружений, по сей день измеряющих уровень глубин и высот.

При застройке города берега искусственно возвышали. Самые уязвимые береговые линии укреплялись гранитными набережными. Для снижения общего уровня воды прорывались новые каналы, однако строительство Екатерининского и Обводного каналов не уменьшили затопляемость города.

В 1824 году инженером Пьером Базеном был предложен проект строительство каменной дамбы поперек Финского залива с проходами для судов, водосливами и шлюзами. Из-за отсутствия необходимых материалов и технологий проект не был реализован, но нашел свое отражение в строительстве современной дамбы.

Строительство гидравлическая модель Невской губы и КЗС, протянувшейся поперёк Финского залива от Бронки до Сестрорецка через остров Котлин, велось с 1979 по 2011 год. Сейчас дамба является главным защитным сооружением Петербурга, благодаря чему количество наводнений снизилось. 

  1. Какова предположительная хроника затопления города в чрезвычайной ситуации? Какие районы окажутся первыми в зоне риска, а где наиболее безопасно?

Хронику можно отследить по  интерактивной карте . Первыми под воду уйдут центральные районы города, пострадают прибрежные участки. В зоне риска – Петроградский, Центральный, Василеостровский районы. В опасной зоне расположены Петровский остров, Северо-Приморская часть города, Канонерский остров, Юго-Западная часть города, выходящая к финскому заливу. Опасная ситуация наблюдается на северном побережье Финского залива (Сестрорецк, Зеленогорск).

Согласно природному рельефу Санкт-Петербурга, наиболее безопасными являются районы на возвышенностях – северо-восточная часть города (станция «Озерки» и севернее), а также южная в части Пулковских высот.

  1. Велика ли степень жилой застройки в опасной зоне? Строятся ли там сейчас новые кварталы?

В перечисленных выше районах достаточно много жилья. Историческая застройка центральных районов, жилые кварталы советского периода, новые жилые дома. На данный момент активно застраивается жильем Петровский остров, береговая линия Финского залива на юго-западе города. Опасения также вызывают намывные территории Васильевского острова.

  1. Используются ли в Петербурге технологии жилого строительства, устойчивые к подобным природным катаклизмам?

В Санкт-Петербурге отработана методика строительства на слабых грунтах, используются соответствующие фундаменты, придающие зданиям необходимую устойчивость. Методы защиты Санкт-Петербурга от наводнений можно назвать устаревшими, так как современные технологии и тенденции не находят отражения в массовой застройке.

  1. Что, на ваш взгляд, сегодня необходимо городу для повышения безопасности? Актуален ли данный вопрос в целом для Северной столицы?

Для защиты Санкт-Петербурга от наводнений важно следить за состоянием дамбы, ее бесперебойной работой. Этот механизм – главная защита города. Для повышения безопасности в самом городе необходимо внедрять экосистемный подход в благоустройстве города: создавать дождевые сады и плоские дождевые бассейны. Отличным примером реализации служит современный проект защиты Копенгагена от наводнений.

Автор фото –  Дмитрий Песочинский

Поиск