Полицентричное развитие городов

14 апреля 2021 Новости

Благодаря каким факторам и при каких условиях возможно разрастание городов по принципу полицентричности

Основатель архитектурной мастерской «Миронов и партнеры» и Почётного архитектора России Александр Миронов в разговоре с издательством “Ведомости” обсудили тему полицентричного развития городов.

  1. Есть ли тренд на полицентричное развитие городов? В каких странах и городах он прослеживается? Примеры таких городов.

В городском планировании термин «полицентрическая зона» – это городская территория с множеством населенных пунктов одинакового размера.

В отличие от моноцентричного города в границах которого выделяется единственный центр притяжения – исторический, пространственная структура полицентричного города определяется наличием нескольких очагов активной деятельности: точек притяжения, равномерно распределенных в городском пространстве и обеспечивающих жителей всей необходимой инфраструктурой, транспортом, сферой услуг.

Полицентрическая модель развития признана основной во многих городах Европы и мира, однако ее осуществление вызывает сложности: в первую очередь в реализации качественной транспортной связь между городами-спутниками.

Современные примеры: конгломерат городов в федеральной земле Северный Рейн – Вестфалия в Германии, Сток-он-Трент в Великобритании и район залива Сан-Франциско в Соединенных Штатах.

  1. Как и благодаря чему, каким факторам, при каких условиях возможно разрастание городов?

 Для городских пространств традиционным историческим способом развития является экстенсиональное развитие – развитие города вширь с сохранением активной жизни в городском центре (ядре). С течением времени город разрастается до невероятных размеров, часть внутренних территорий перестает использоваться по назначению, территории эксплуатируются неэффективно, а транспортное сообщение между районами становится все более сложным и нагруженным. В такой ситуации неизбежно появление новых городских центров.

Появление «субцентров» в городах всегда считалось проявлением активного развития города. Возникновение новых городских центров, точек притяжения также формирует новый городской масштаб, позволяющий продолжать рост города.

Развитие и появление новых центров в пределах города происходит ради формирования сценария, в котором его успешность на экономическом, социальном и экологическом уровнях выражается посредством мощных транспортных систем и эффективных сетей связи.

  1. В каких российских городах полицентричное развитие уже началось? Какие предпосылки для этого сложились?

 Полицентрическое развитие в России идет медленно, но предпосылки к реализации данной модели есть у многих городов.

В Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Краснодаре и во многих других городах строительство новых значимых объектов выводится из центральных частей города на окраинные, формируя тем самым новые мощные точки притяжения, социальные центры. Большую роль в этом играет проведение в стране международных мероприятий: чемпионат Мира по футболу, международные форумы.

Все чаще в российских городах внимание притягивают бывшие промышленные территории, на базе которых формируются общественные пространства, которые, в свою очередь, являются мощнейшими точками притяжения для горожан. К новым объектам подводятся новые транспортные системы, развивается инфраструктура районов.

  1. Что должно стать новыми точками роста на этих территориях? (градообразующие предприятия, культурные и социальные объекты, развитие транспортных артерии???)

 В настоящее время для российских городов характерна нехватка общественных пространств, культурных центров. Новыми точками притяжения становятся культурные площадки, многофункциональные выставочные пространства, места, содержащие в себе, наряду с развлекательной функцией, культурный код и новую идентичность.

Крупные города России постепенно переходят на интенсиональное развитие – заполнение пустующих территорий внутри города, тем самым формируя новые центры – каркас полицентричного города.

Севкабель Порт, обновленный Василеостровский рынок в Петербурге дали мощнейший толчок развитию Васильевского острова в его исторической и переферийной старо-промышленной части; Лахта-центр и новый стадион запустили цепь изменений в городской среде Приморского района.

Открытие новых парков, реконструкция и актуализация советских парков в периферийных районах также работает на создание полицентричной городской системы.

Безусловно, транспортные узлы являются значимой точкой притяжения. Однако, сами по себе транспортные артерии не являются точкой притяжения, важно то, куда они ведут. Новыми точками роста должны стать интермодальные транспортные узлы, в которых осуществляется возможность пересадки на разные виды транспорта. К транспортному каркасу необходимо добавлять досуговые и культурные смыслы, наполнять их разнообразными функциями.

  1. Насколько хороша и практична подобная модель развития городов?

Полицентричная модель снижает потребность жителей перемещаться в формате периферия-центр-периферия, экономит время жителей, снижает нагрузку на транспортную инфраструктуру, разгружает центр города.

Одна из главных проблем – отсутствие или наличие минимального количества социально-экономических и культурных центров в спальных районах. Данный дефицит подталкивает жителей окраин передвигаться в поисках работы и досуга в центральные районы, что увеличивает транспортную нагрузку, дискриминирует комфорт периферийных районов и в конечном счете ведет к перегрузке центра.

Современные урбанисты рассматривают решение проблемы не только в увеличении количества «точек притяжения» смешенных функций – социально-экономических, образовательных и досуговых, но выстраивании прочных взаимных связей между различными субъектами городской жизни – местными органами управления, предпринимателями и жителями. Данный подход позволяет сосредоточить идейные и финансовые потоки для создания конкретных комплексных решений, принятых в отношении конкретных районов.

Автор фото – Песочинский Дмитрий

Поиск