Ар нуво, сецессион, модерн, югендстиль, либерти… Братья?

4 декабря 2019 Публикации

Или все же дальние родственники? Давайте разбираться.

Модерн имеет свои вариации во множестве стран. Это объясняется тем, что стиль, развиваясь параллельно в соседних культурах, вобрал в себя национальные особенности каждой из них. Архитекторы эпохи модерна отошли от доминировавших прежде прямых линий в пользу природных, плавных и обтекаемых ассиметричных форм. Кривая изогнутая линия – визитная карточка этого стиля, этот приём так или иначе проявился почти во всех национальных изводах модерна. Сегодня поговорим о «французской» и «австрийской» его ветке.

Ар нуво – направление модерна, «выращенное» в Бельгии и Франции. Своим названием французский модерн обязан одноименному парижскому салону, который открылся в конце XIX века. Одним из первых представителей стиля во Франции был Гектор Гимар, строитель французского метрополитена. Из-за этого ар нуво получит народное название – «стиль метро».

Ар нуво отличается более приземистыми зданиями. Кроме того, французско-бельгийский модерн довольно скуп на использование красок и объемных ассиметричных форм. Для того, чтобы придать зданиям хотя бы какой-то изящности и добавить изюминку, архитекторы того времени использовали металлическую ковку: строения украшались я всевозможными перилами и балюстрадами.

Австрийский сецессион, напротив, пытается вернуться к нетипичным для модерна прямым линиям и углам. Кроме того, австрийская версия очень аскетична: строения не пестрят архитектурным украшательством, формы простые и лаконичные. Из декора – растительные орнаменты на фасадах, иногда, чрезмерные.

В стиле геометрического модерна работал Й. Хоффманн, использовавший вместо плавных очертаний прямые углы и прием шахматной сетки. Позже его последователи будут использовать похожие приемы в своем творчестве.

Поиск