Надземные переходы как ядра архитектурных ансамблей

22 сентября 2019 Публикации

Когда мы размышляли об ансамблевости современной архитектуры Петербурга, мы неизбежно вспомнили и о больших проектах ХХ века, формирующих целые районы и подчинённые общей архитектурной идее.

С новыми архитектурными ансамблями в Петербурге крайне сложно — можно сказать, что их вообще нет. В особенности это относится к площадям. Если до конца ХХ века их ещё строили, то сейчас они не заложены уже на уровне Генплана.

Несколько лет назад была построена конструкция, отдалённо напоминающая площадь, на пересечении проспекта Славы и Бухарестской улицы. — в народе её прозвали «крабом». С точки зрения архитектуры, к сожалению, это получилась довольно унылая картина. Сомнительна она и с точки зрения удобства, если рассматривать её утилитарно, исключительно как пешеходный переход. Она плохо продумана и для основной массы пешеходов, и для маломобильных граждан. Хуже всего то, что она не объединяет эту площадь в единый композиционный узел, а напротив, дробит её. Дома больше не воспринимаются как единый ансамбль, на звание которого они могли, хоть и с некоторой натяжкой, претендовать раньше.

 

Есть хороший пример подобной пешеходной развязки в Шанхае — кольцевой пешеходный мост в деловом районе Пудонг, построенный за несколько лет до нашего, в 2010 году. Хотя она и больше раза в три, чем петербургский аналог, она объединила в единое целое весь этот пятиугольник. Площадь, на которой сходится пять магистралей, окружена небоскрёбами, и на их фоне огромная конструкция смотрится скромным связующим элементом одного большого целого. Она и в архитектурном смысле смотрится очень эффектно — с эскалаторами, с лифтами, со всей сопутствующей инфраструктурой и продуманным ландшафтным дизайном. Вот этот кейс, наверное, можно считать хорошим примером утилитарной инженерной конструкции, которая создаёт гармоничный архитектурный ансамбль площади.

Поиск