UrbanLook: эксперты считают, что новых ансамблей в Петербурге мало

4 июня 2019 Публикации

Градостроительной особенностью Петербурга всегда были архитектурные ансамбли, в которых городские здания, улицы и площади составляют единую гармоничную композицию. Наиболее известные из них созданы в XVIII-XIX веках, советские архитекторы постарались продолжить эту традицию. Есть ли новые единые ансамбли в Петербурге XXI века или современные градостроители предпочитают точечные проекты? Своим мнением по этому вопросу эксперты поделились с журналистом портала UrbanLook. 

Александр Миронов, почётный архитектор России, главный архитектор «Архитектурной мастерской Миронова»

Архитектурный ансамбль – это единое гармоничное пространственное решение с единым художественным обликом. Это может быть совокупность зданий или инженерных сооружений в сочетании с природным ландшафтом. Панорама – это тоже вид ансамбля, но она может восприниматься только с определённых точек. Финский залив и морская панорама Петербурга, например, может быть воспринята только с моря, а если мы с вами встанем в определённой точке на береговой линии, то мы уже не можем её увидеть. Залив в данном случае как раз является природным объединяющим элементом, но при этом в такой панораме нет композиционного узла, который связывает ансамбль в единое целое. На мой взгляд, говорить об ансамбле после появления ЗСД вообще не приходится: да, он соединяет места как транспортный узел, но при этом он же и разрушает всё намечавшееся архитектурно-стилевое единство, тот вид с воды, который пытались создавать многими десятилетиями. Может быть, его можно объединить в ансамбль с Лахта-центром, но это опять будет панорама, которая видна только с определённой точки – с моря.

Есть отдельные точки обзора – например, с моста Бетанкур в определённом промежутке виден и Лахта-центр, и стадион, и сам ЗСД, и может в этот момент показаться, что это единый ансамбль. В действительности же, это скорее похоже на некоторое инженерное единство с водой в качестве объединяющего элемента – без неё это был бы набор отдельных странных сооружений.
К сожалению, я не вижу в Петербурге новых ансамблей. Есть стадион – но это старый ансамбль, в который встроили новое здание. Лахта-центр может стать ансамблем только тогда, когда строительство будет завершено – то, что должно находится рядом с ним, ещё не сформировалось.
Ансамблем можно назвать у нас только Невскую ратушу. Несколько зданий в её составе образуют единство, в чём-то похожее, например, на площадь Островского – композицию с общим центром, с внутренним контуром, с малыми архитектурными формами. Вот это в XXI веке, пожалуй, и всё. Формально мы можем сказать, что несколько корпусов стандартного жилого комплекса – это ансамбль, но при наличии у нас в городе образцов XVIII, XIX и начала XX века об этой архитектуре даже говорить неловко. Даже жилые дома в стиле сталинского неоклассицизма образуют единые художественные пространства – с их симметрией, продуманной деталировкой, с оформленными площадями. В городе ведь вообще теперь не проектируют площадей. Если до конца XX века строились комплексы, которые имели в своём составе площади, то сейчас их нет уже даже в Генплане.

Материал с сайта:

https://urbanlook.ru/eksperty-novyx-ansamblej-v-peterburge-nemnogo/

Поиск